Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на пленарном заседании Госдумы

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!

Прежде чем начать доклад, хотел бы поблагодарить за то внимание, которое вы оказываете социальной сфере.

Президент Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал, что социальный блок – центральный в нашей государственной политике, и активное участие депутатов в проработке отраслевых вопросов наглядно демонстрирует этот приоритет.

В последние годы нам часто приходилось принимать экстренные и оперативные решения, вне зависимости от того, правительственные это законопроекты или депутатские, мы всегда работали как одна команда: депутаты, служащие министерства, сотрудники Аппарата Государственной Думы.

Благодаря такому сотрудничеству оперативно были приняты поправки по дистанционной занятости, это позволило определить условия работы почти для 3 миллионов наших граждан.

Целый ряд инициатив принят для выполнения поручений президента по поддержке семей с детьми. Сейчас ежемесячной государственной поддержкой охвачено более 7,5 миллиона детей, то есть каждый четвёртый ребёнок получает дополнительную помощь от государства.

Оперативные решения не поставили на паузу и долгосрочные планы.

После долгих обсуждений были приняты изменения в Трудовой кодекс в части одной из самых, наверное, консервативных сфер, в области охраны труда.

Благодаря принятой и обновлённой редакции 10-го раздела, удастся качественно изменить и повысить защищённость почти 10 миллионов наших граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда.

Принятые поправки в закон о занятости позволили защитить права граждан с инвалидностью, теперь квоты будут считаться выполненными только после фактического трудоустройства человека, а не по факту создания рабочего места на бумаге. Эта норма затрагивает интересы более 4-х миллионов наших граждан.

Уже в этом созыве принят закон "Об электронном кадровом документообороте". Новые нормы существенно упрощают кадровое делопроизводство и обеспечивают бесшовный переход на новые правила для участников эксперимента по кадровому электронному документообороту. Всё это - результат наших совместных усилий.

И эта работа, как и деятельность министерства в целом, подчинена достижению национальных целей. Ключевые показатели этих целей – это снижение бедности в два раза, устойчивый рост продолжительности жизни и доходов наших граждан, доступность поддержки в электронной форме, в электронном виде. Это те насущные вопросы, которые беспокоят на сегодняшний день каждого.

Все эти направления требуют межотраслевой работы. Так, снижение бедности – это и занятость, и экономика, и социальная поддержка. Цифровая трансформация – это совершенствование целого ряда государственных информационных систем.

Остановлюсь подробнее на наших основных направлениях работы. Начну с приоритета государственной политики – поддержка семей с детьми. В пандемию, в период снижения доходов первоочередные меры поддержки касались именно этой категории граждан.

В прошлом году была проведена целая серия единовременных выплат на детей разных возрастов, оперативные меры позволили поддержать семьи, в которых воспитывалось более 28 миллионов детей. На это было направлено свыше 850 миллиардов рублей.

В этом году единовременную помощь получили родители почти 21 миллиона детей школьного возраста, на что было направлено порядка 210 миллиардов рублей.

Всего по поручению президента, за два года на оперативную поддержку семей с детьми направлено более 1,1 триллиона рублей. Причём эта помощь назначалась по принципам социального казначейства: быстро, без сбора справок, по одному заявлению или даже без него.

Особый акцент на поддержку нуждающихся семей. По статистике более 80 процентов граждан, живущих за чертой бедности, это семьи с детьми. Поэтапно выстраивается целостная система их поддержки, её цель – обеспечить финансовую устойчивость семьи, минимизировать риски бедности при рождении ребёнка. В первую очередь такой поддержкой были охвачены семьи, воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет, это период, когда мама чаще всего не работает и доходы семьи снижаются. Семьи с детьми до 3-х лет получают ежемесячно по одному прожиточному минимуму на ребёнка, если среднедушевой доход семьи составляет ниже двух прожиточных минимумов. Выплатами охвачены родители более двух миллионов детей.

С прошлого года по поручению президента распространили поддержку на нуждающиеся семьи с детьми-школьниками, введено пособие для малообеспеченных семей с детьми от 3 до 7 лет включительно, это 50, 75, 100 процентов регионального прожиточного минимума на ребёнка, что составляет порядка 12 тысяч рублей при 100-процентной оплате. В среднем в месяц такую поддержку получает около трёх миллионов родителей детей соответствующего возраста, причём у 77 процентов семей размер выплаты максимальный.

В отношении детей более старших возрастов с 1 июля этого года предоставлена поддержка родителям, которые в одиночку воспитывают ребёнка от 8 до 17 лет. Ежемесячное пособие назначено на полтора миллиона детей этого возраста.

Ещё один шаг по решению президента это с 1 июля этого года дополнительную поддержку получают беременные женщины, именно женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Пособие выплачивается ежемесячно, в этом году такой помощью охвачено 170 тысяч женщин.

Ведётся работа и по повышению адресности тех выплат, которые назначаются. Введена комплексная оценка нуждаемости, когда, помимо доходов, оценивается имущественная обеспеченность семьи, использование её трудового потенциала, так называемое правило нулевого дохода. Перечень имущества, которым может владеть семья, достаточно широкий, он представлен на слайде. Учтено всё многообразие ситуаций, которые могут возникать у нуждающихся заявителей.

Несмотря на большое количество параметров, которое учитывается при назначении пособий, связанных с нуждаемостью, все они доступны по одному заявлению.

Ещё один аспект – оценка трудовой вовлечённости родителей.

По правилу нулевого дохода взрослого члена семьи должен быть источник дохода. Это может быть зарплата, доход от самозанятости, предпринимательство, стипендия или пенсия. Есть перечень объективных причин для отсутствия заработка у родителей. Это уход за ребенком или пожилым родственником, длительная болезнь, беременность, нахождение в статусе безработного, служба в армии и другие причины.

При этом мы четко понимаем, что порой отсутствие доходов у семьи связано с целым комплексом проблем, и семья не может их преодолеть самостоятельно. Как раз для таких случаев существует социальный контракт. С его помощью можно устроиться на работу, создать собственное дело, развивать личное подсобное хозяйство, пройти для этого необходимое обучение.

С этого года все регионы впервые получили средства из федерального бюджета на заключение социальных контрактов. За три года общий охват этой меры поддержки составит 3 миллиона наших граждан. В совокупности все эти меры в прошлом году в условиях пандемии и роста уровня безработицы позволили удержать доходы наименее обеспеченных граждан. Бедность по итогам года снизилась до уровня 12,1 процента.

Еще один показатель национальной цели – это обеспечение устойчивого роста численности населения. Один из решающих факторов для принятия решения рождения ребенка – это жилищный вопрос. С прошлого года материнский капитал по поручению президента выдается уже на первого ребенка. За эти неполные два года материнский капитал был предоставлен почти на миллион первых детей. Всего с начала реализации программы материнский капитал получили почти 12 миллионов наших граждан.

С 15 апреля 2020 года материнский капитал предоставляется без обращения в Пенсионный фонд. В течение пяти рабочих дней после регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС информация приходит в личный кабинет на единый портал государственных услуг.

Свыше 80 процентов семей тратят материнский капитал на улучшение жилищных условий. И здесь мы тоже работаем над упрощением процедуры. Уже сегодня направить средства на погашение ипотеки можно прямо из банковского приложения. Со следующего года, как и поручал президент, размер материнского капитала будет индексироваться по уровню фактической инфляции.

Забота о семье – это забота и о нашем старшем поколении. По поручению президента проводятся пилотируемые системы долговременного ухода.

В 2021 году в пилотном проекте участвуют 24 субъекта Российской Федерации. Благодаря вашим поправкам, в следующем году пилот распространится уже на 34 субъекта. Но такая система нужна повсеместно. Поэтому предстоит большая совместная работа по подготовке нормативно-правовой базы по распространению долговременного ухода на всю территорию Российской Федерации. И уточнение источника финансирования проекта.

Но, к сожалению, не всегда у пожилого человека или у гражданина с инвалидностью есть возможность получать необходимую помощь на дому. Продолжится работа по строительству стационарных социальных учреждений нового типа. Это позволит дополнительно создать в 2022 году свыше полутора тысяч мест в таких учреждениях в 12 субъектах Российской Федерации. В общей сложности на реализацию этого федерального проекта в ближайшие три года предусмотрено почти 30 миллиардов рублей.

Важно развитие и негосударственного сектора в этой сфере. Начиная с 2021 года, внедряется новый механизм поддержки частных инвесторов, которые реализуют проекты в сфере социального обслуживания населения. Речь идет о кредитовании инвесторов по льготной ставке не более 4 процентов годовых. При этом важно совершенствовать работу действующих стационарных социальных учреждений. Прорабатывается вопрос о лицензировании этого вида деятельности. Это позволит поставить под государственный контроль такие аспекты, как минимальное количество метров на одного проживающего, качество питания и гигиенического ухода, оказание медицинской помощи. Наличие лицензии станет для потребителя гарантией безопасности и качества оказываемой услуги.

Ещё одно важное направление работы – это повышение уровня социальной защищенности граждан с инвалидностью. С весны прошлого года действует временный порядок прохождения медико-социальной экспертизы. Им воспользовались уже более 4,3 миллиона наших граждан. Временный порядок завершится весной будущего года. Ему на замену придет новый алгоритм прохождения медико-социальной экспертизы. И все преимущества временного порядка будут сохранены. У гражданина будет возможность выбора проходить медико-социальную экспертизу заочно или лично. Совместно с Минздравом разработан порядок обмена данными и исчерпывающие перечни обследований по каждому заболеванию.

У медиков есть все необходимые сведения для того, чтобы предоставить полный пакет данных, необходимый для установления инвалидности.

Для снижения злоупотреблениями мы прорабатываем механизм обезличенной экспертизы, когда учреждения МСЭ работают только с медицинской документацией гражданина, не зная его имени и фамилии.

Цифровизация процессов позволяет упростить и назначение мер социальной поддержки. Так с 1 января 2022 года пенсия по инвалидности будет назначаться проактивно, то есть, без обращения гражданина в Пенсионный фонд. Все необходимые сведения для этого есть в медико-социальной экспертизе.

Ведётся работа по повышению доступности средств технической реабилитации. С прошлого года их можно было получать не по прописке, получать их можно не по прописке, а по месту фактического проживания. Существенно увеличилось финансирование этого направления расходов. Это было решение председателя по обращению в Государственную Думу.

На 2022 год финансирование на текущее обеспечение техническими средствами реабилитации предусмотрено в объёме 39 миллиардов рублей, что на 4 миллиарда больше, чем было заложено на этот год.

Важно не только финансирование, но и упрощение пользовательского пути.

В конце сентября вступил в силу закон об электронном сертификате. Это платёжный инструмент позволяет гражданам с инвалидностью самостоятельно выбирать подходящее техническое средство реабилитации и оплачивать покупку средств реабилитации с помощью непосредственно электронного сертификата. Сейчас идёт активное подключение к этому механизму предприятий и поставщиков, банков и крупных интернет-магазинов.

Все эти нововведения: электронный сертификат, упрощение медико-социальной экспертизы – часть нашего проекта "Социальное казначейство". Все меры поддержки на федеральном уровне мы уже стараемся реализовывать именно в таком формате – просто по заявлению, без справок. Но в целом в нашей стране 387 видов поддержки, социальной поддержки. С учётом региональных и муниципальных различий в правилах предоставления выплат, они в совокупности дают порядка 30 тысяч различных вариаций таких мер.

За упрощением пользовательского пути большая работа. Это перевод данных в электронный вид, повышение транзакционности систем, в которых производится назначение этих выплат, и, конечно же, изменение нормативно-правовых актов.

Благодаря реализации "Социального казначейства" уже в 2022 году 18 мер социальной поддержки на федеральном уровне будут оказываться по одному заявлению или даже без него. К 1 января 2025 года, в соответствии с поручением президента, в таком режиме будут предоставляться все основные меры социальной поддержки.

Следующий большой и крайне значимый блок для нашей работы – это занятость и трудовые отношения. Реализация трудового потенциала граждан – это ключевое условие для достижения национальной цели по снижению уровня бедности и обеспечению роста доходов граждан. В прошлом году на фоне ограничений безработица достигла уровня 6,4 процента. Для оперативной поддержки доходов граждан были впервые переведены в онлайн-формат обращения в центры занятости, и свыше 5 миллионов человек воспользовались такой возможностью.

Были не только увеличены пособия по безработице, но и в самый напряжённый период введены дополнительные выплаты на детей безработных граждан. Такую помощь получили родители 3 миллионов 700 тысяч детей. Президентом было дано поручение до конца 2021 года добиться восстановления уровня занятости до докризисных показателей. Этот показатель был выполнен досрочно. Сейчас уровень занятости уже превысил допандемические показатели, в октябре занятыми были 72 миллиона 300 тысяч граждан, а уровень безработицы составил 4,3 процента.

Наряду с мерами экономической поддержки предприятий на восстановление рынка труда положительно повлияли и прямые меры поддержки занятости. С самых первых дней пандемии был развёрнут оперативный мониторинг ситуации на рынке труда, эти данные в совокупности с анализом структуры безработицы позволили вырабатывать эффективные меры на федеральном и региональном уровнях.

Стартовала программа по переобучению граждан и субсидированию найма. В каждом регионе был сформирован комплекс мер по восстановлению занятости с учётом локальных особенностей рынка труда. Сверка по реализации программ осуществлялась в еженедельном режиме. В результате занятость вышла на допандемический уровень или даже превысила его в 57 регионах страны. Ещё в 24 регионах число занятых граждан составляет 98-99 процентов от допандемических показателей, а в четырёх субъектах – в пределах 95-98 процентов от прежних значений.

Ещё одно системное направление для работы – модернизация центров занятости.

На это обращал особое внимание и президент в своем выступлении перед Федеральным Собранием.

Наша цель – превратить центры занятости в современные кадровые агентства для работодателей и соискателей. Для региональных органов власти обновленные центры занятости должны стать аналитическим ресурсом для управления ситуацией на конкретном рынке, на региональном рынке. Поэтому на базе Единой цифровой платформы "Работа в России" реализуется мониторинг ситуации на рынке труда в разрезе каждого региона. К нему подключены свыше 200 тысяч компаний, в которых заняты более 23 миллионов сотрудников.

Также на базе портала "Работа в России" создан мониторинг трудоустройства выпускников. Этот инструмент для оценки эффективности работы вузов уже используется Минобрнауки. С учетом трудовых установок молодежи и тенденции на профессиональную мобильность развивается служба карьерных и кадровых консультантов. Эти специалисты помогут соискателям оперативно определить, какие нужны навыки для более успешного трудоустройства. Кадровые консультанты в свою очередь предоставляют бесплатную помощь в подборе персонала.

Для того чтобы услуги оказывались на высоком уровне, мы не только создаем цифровые инструменты для сотрудников, но и работаем над повышением квалификации. В этом году переобучение прошли 4 тысячи сотрудников центров занятости, в 2022 году обучение будет продолжено.

Для того чтобы ситуация на рынке труда оставалась стабильной в долгосрочной перспективе, необходимо решить две системные задачи: повысить уровень молодежной занятости и существенно снизить уровень теневой занятости. По поручению президента подготовлена программа поддержки молодежной занятости. Она прошла обсуждение в Государственной Думе и была доработана с учетом предложений профильного комитета, и здесь я хотел бы поблагодарить депутатов, которые принимали участие в её обсуждении, за конструктивный диалог. Она рассчитана до конца 2030 года, мероприятия разделяются на четыре основных блока.

Первое – мероприятия по ранней профессиональной ориентации. Наша задача – дать подросткам получить полное представление о мире современных профессий, пройти первые профессиональные пробы и на раннем этапе найти то направление, которое будет им действительно интересно. Эта работа позволит молодым людям эффективнее находить себя на рынке труда и быстрее приступать к трудовой деятельности. За первые три года программы мы планируем, что её охват составит порядка 5 миллионов школьников.

Второе – это получение стартовых практических навыков. Формальное прохождение практики на этом этапе не позволяет сформировать представление о будущем месте работы, снижает конкурентоспособность, а следовательно, доходы наших выпускников. Предполагается усилить контроль за производственной практикой и обязать учебные заведения заблаговременно заключать соглашения с работодателями.

Третье направление – это поощрение работы и предпринимательства в период работы. Предлагается вводить в образовательный процесс соответствующие курсы, а также упростить совмещение занятости и получения образования.

Четвертое направление – это снижение молодежной безработицы. В этом блоке заложены субсидирование молодежной занятости, помощь при переезде для молодых специалистов и обязательные программы, которые позволили бы безработным молодым людям получать профессию. Это направление обеспечит дополнительное трудоустройство почти 120 тысяч человек ежегодно. Часть мероприятий программы предполагают изменение в действующую нормативную базу. И мы рассчитываем на вашу поддержку и помощь в этом вопросе.

Перед нами стоит еще одна серьезная задача – легализация теневой занятости. Соответствующее поручение дано президентом, об этом говорили вы, уважаемый Вячеслав Викторович, при рассмотрении законопроекта о минимальном размере оплаты труда. Минтрудом совместно с заинтересованными ведомствами выработан план по легализации трудовых отношений. Уже в начале 2022 года будут готовы комплексы мер для субъектов с учетом локальной специфики рынков труда.

Кроме того, с учетом изменения вариантов привлечения к трудовой деятельности нашим гражданам потребуются изменения и в закон о занятости. Необходимо будет нормативно закрепить статус новых форм занятости. Также рассчитываем на вашу помощь и содействие.

Совместными усилиями мы можем и должны содействовать достижению наших национальных целей, увеличению благосостояния наших граждан и росту их социальной защищенности.

Спасибо за внимание.

Дата публикации: 01 января 2022
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru